«Наши люди в Голливуде»

 

Этот материал посвящен трем известным представителям американской культуры, имеющим русское происхождение: композиторам Джорджу Гершвину, Леонарду Бернстайну и актеру Юлу Бриннеру.

 

ДЖОРДЖ ГЕРШВИН (Gershwin, George) (настоящее имя – Яков Гершович) родился 26 сентября 1898 в Восточном Нью-Йорке (сейчас – Бруклин) в семье евреев – иммигрантов из России (г. Санкт-Петербург).

В школе он не отличался прилежанием, учился посредственно.

Глубокое потрясение восьмилетнего Джорджа вызвал Макс Розенцвейг, впоследствии известный в Америке скрипач, сыгравший "Юмореску" Дворжака на школьном концерте. Эти звуки раскрыли перед потрясенным мальчиком новый, неизвестный ему до сих пор мир, и он тут же дал себе слово научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. К счастью, брат Джорджа Айра захотел освоить фортепиано, и родители купили ему инструмент. Однако именно Джордж настолько преуспел в игре, что уже подбирал популярные мелодии на слух. Родители поняли, что мальчик обладает несомненными способностями, и решили оплачивать его уроки игры на фортепиано. Джордж стал серьёзно заниматься музыкой с 12 лет. Наибольшее влияние на становление юного дарования оказал  Чарльз Хамбицер. Он оказался именно тем музыкантом, в котором нуждался Гершвин.

 В 1913 году Гершвин начал работать пианистом в музыкальном издательстве "Тин Пэн Элли". Примерно в это же время он начал сочинять свои собственные музыкальные произведения. Начинающий композитор добивается успеха постановкой своей музыкальной комедии «Ля-ля, Люсиль» (“La, la, Lucille”, 1919). Вскоре он буквально взлетел к высотам славы с песней «Суони» (“Swanee”), которую исполнял Эл Джолсон. Впоследствии Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино, большинство на весьма удачные либретто своего брата Айры Гершвина. Их музыкальное воплощение отмечено остротой ритма, самобытностью интонаций, остроумием. Среди самых известных спектаклей на музыку Гершвина: «Будьте добры, леди» («Lady, be good», 1924), «Безумная» («Girl Crazy», 1930) и сатирические шоу «Пусть гремит оркестр» («Strike Up the Band», 1930) и «О тебе я пою» («Of Thee I Sing», 1931). За последнее произведение автор был удостоен Пулитцеровской премии.

Эксмеримент с введением элементов джаза в композицию классического традиционного типа была предпринята Гершвином в 1922 г. в одноактной опере из жизни негров «Голубой понедельник» (“Blue Monday”). В целом партитура её оказалась малоудачной. Однако в ней есть "прозрения" и предвосхищения, получившие дальнейшее развитие в творчестве Гершвина.

Ещё одну попытку синтеза джаза и классики Гершвин предпринял также в одноактной опере «135-я улица» (“135th Street”), написанной для шоу Дж. Уайта «Скандалы» 1923 года.

Но уже следующее произведение в подобной смешанной манере – «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром (“Rhapsody in Blue”, 1924) буквально перевернула американский музыкальный мир.

На премьеру «Рапсодии», заявленной как «эксперимент в современной музыке», пришли такие именитые персоны, как Леопольд Годовский, Сергей Рахманинов, Фриц Крейслер, Леопольд Стоковский, Игорь Стравинский, Эрнст Блох.

В рецензиях на «Рапсодию» преобладал панегирический тон. В частности говорилось, что «Рапсодия» выявила гениальный мелодический дар Гершвина, “оригинальное чувство гармонии” и “ритмическую изобретательность”. Джазовые элементы были подняты на новый, более высокий уровень и вошли равноправным слагаемым в мир симфонической музыки.

 

Здесь следует отметить и самобытную оригинальность названия произведения, в переводах которого присутствует некоторая путаница («Рапсодия в голубых тонах», «Голубая рапсодия», «Рапсодия в блюзовых тонах»). Дело в том, что Гершвин использовал в названии идиоматическое выражение негров-рабов. “In blue” – быть в печали, в удрученном настроении. От этого выражения и произошел, по утверждению историков-музыковедов, термин “blues”, обозначающий печальные, полные тоски, народные негритянские песни, и впоследствии ставший мощным стилевым течением в американской и мировой музыке. А поскольку Гершвин использовал в Рапсодии элементы негритянской музыки, то такое название  вполне оправданно, и его перевод «Рапсодия в стиле блюз» является наиболее точным.

Поездка в Европу вдохновила Гершвина на создание программной симфонической сюиты «Американец в Париже» (“An American in Paris”, 1928), обаятельного сочинения, в котором проявилось и растущее мастерство автора. В этом произведении композитор продолжает развивать идею синтеза джаза и классики.

Джордж совместно с братом Айрой много работают для кино. Он, в частности, написал музыку к популярным фмльмам «Король джаза» ("The King of Jazz”) и «Восхитительный» ("Delicious").

Но вершиной творческого пути Гершвина стала балладная опера «Порги и Бесс» (“Porgy and Bess”, 1935) по пьесе Д.Хейуарда «Порги». Это не только самая зрелая музыка Гершвина, но и лучшая американская опера. Некоторые песни (темы) из этой оперы, например, "Bess You Is My Woman Now," "Summertime", остаются исключительно популярными и сегодня.

В опере "Порги и Бесс" впервые в истории музыкального театра США негры показаны с глубоким уважением и сочувствием. Никогда прежде американская музыка не сверкала таким разнообразием подслушанных у народа интонаций. Истоки выразительных средств - блюзы и спиричуэлс, духовные гимны и элементы джаза, трудовые негритянские песни и уличные напевы разносчиков, европейская классическая музыка: оперная и симфоническая. За полтора года опера выдержала 124 постановки в «Алвин-театре» - цифра весьма солидная для любой оперы классического репертуара.

Колоссальное нервное напряжение во время работы над «Порги и Бесс» истощило силы композитора. У него  обнаружились симптомы опухоли головного мозга. Д. Гершвин скончался, не приходя в сознание, утром 11 июля 1937 года, не дожив немного до тридцати девяти лет. Композитор умер в расцвете сил, полный творческих планов.

Полезные ссылки

http://www.classic-music.ru/gershwin.html

http://www.gershwinfan.com/

http://www.peoples.ru/art/music/composer/gershwin/

 

 

Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein) родился 25 августа 1918 года в Лоренсе (штат Массачусетс, США), в семье евреев-переселенцев из России. При рождении мальчику дали имя Луи, но с раннего возраста родственники звали его Леонард (или ласково-уменьшительно - Ленни). Официально он изменил своё имя на Леонард в 16 лет, чтобы избежать путаницы со своим родственником, которого тоже звали Луи.

Он рос в Бостоне и учился в Бостонской латинской Школе. С десяти лет Ленни учился играть на фортепиано, пел в хоре, играл в оркестре, позже сам давал уроки музыки, организовал любительскую труппу, ставившую оперы и оперетты.

В 1935 году Леонард Бернстайн поступил в Гарвардский университет, где учился в классе фортепиано, изучал музыкознание, причем подчас предпочитал занятия по философии и языкам теории музыки.

 С отличием сдав экзамены, он занимался дирижированием и фортепиано в Кертисовском музыкальном институте, а в 1940 г. начал учиться на дирижерском курсе Сергея Кусевицкого в Беркширском музыкальном центре, был его ассистентом на музыкальном фестивале в Танглвуде в 1942 г. В этом же году он завершил сонату "Семь фортепианных годовщин" и симфонию "Иеремия". Занимая в 1943–1944 гг. должность ассистента дирижера в симфоническом оркестре Нью-Йоркской филармонии, Бернстайн, самый молодой из дирижеров, работавших с этим оркестром, привлек всеобщее внимание, с блеском заменив маститого Бруно Вальтера на концерте 14 ноября 1943 г. в Карнеги-холл.

Бернстайн - один из крупнейших дирижёров, выдающийся интерпретатор классической, а также современной музыки, в том числе сочинений Шостаковича, Малера. Ассистент дирижёра (1943-1944 гг.), дирижёр (1957-1958 гг.), главный дирижёр (1958-1969 гг.) Нью-Йоркского филармонического оркестра и городского оркестра "Нью-Йорк сити симфони" (1945-1948 гг.). Выступал также с Палестинским Еврейским симфоническим оркестром (1947 г.).

Бернстайн много выступал по миру в качестве дирижера. Сразу после Второй мировой войны, в 1946 г., он дирижировал в Лондоне, на Международном Фестивале Музыки в Праге, 1947 г. - в Тель-Авиве. В 1953 г. Бернстайн был первым американцем, который стоял за дирижерским пультом в Teatro alla Scala в Милане. Это была опера «Медея» Л. Керубини с легендарной Марией Каллас.

Музыкальное наслендие Л.Бернстайна отличается исключительным разнообразием. Симфонии «Иеремия» («Jeremiah», 1942), «Век тревог» («The Age of Anxiety», 1949) «Каддиш» («Kaddiss», 1963); оперы «Волнения на Таити» («Trouble in Tahiti», 1952) и «Тихое местечко» («A Quiet Place»; премьера окончательной редакции – в 1984);  «Чичестерские псалмы» для хора и оркестра («Chichester Psalms», 1965).

Как композитор Бернстайн отдал дань не только классике, но и современности. Находясь в рамках жанра, Бернстайн вводит в мюзиклы оперные формы, а также добивается в них сквозного симфонического развития. В его музыке мастерски претворены ладогармонические, ритмические особенности джаза, негритянских, мексиканских и других народных песен. В 1944 г. он написал музыку к балету «Невлюбляющийся» («Fancy Free»); позже на этой основе был создан мюзикл «Увольнение в город» («On the Town»). Среди прочих «бродвейских» сочинений Бернстайна – мюзиклы «Питер Пэн» («Peter Pan», 1950), «Чудесный город» («Wonderful Town», 1953), «Кандид» («Candide», 1956), а также «Месса» («Mass», 1971), театральное представление с пением и балетом.

Огромную известность принес Леонарду Бернстайну мюзикл «Вестсайдская история» («West Side Story», 1957). В этом же году режиссером Робертом Уайзом и хореографом Джеромом Роббинсом был поставлен одноименный фильм, снискавший невероятный успех.

Среди литературных работ Бернстайна – книги «Радость музыки» («The Joy of Music», 1959) и «Бесконечное разнообразие музыки» («The Infinite Variety of Music», 1966).

Он был первым исполнителем многих сочинений современных американских композиторов, в том числе и собственной музыки; дал около тысячи концертов по всему миру; проявил себя как музыкальный педагог.

С 1969 г. Бернстайн начал работать в качестве приглашенного дирижера, в частности в Венской филармонии. В 1976 г. вышел его последний бродвейский мюзикл – «Пенсильвания-авеню, 1600».

Скончался Леонард Бернстайн 14 октября 1990 года в Нью-Йорке.

Полезные ссылки

http://www.belcanto.ru/

http://www.classic-music.ru/bernstein.html

http://dvd.home-video.ru/cgi-bin/showt.cgi?t=2&id=8836

http://www.users.globalnet.co.uk/~mcgoni/lbiography.html

http://www.sonyclassical.com/artists/bernstein/

 

 

Юл Бриннер (Yul Brynner) родился 11 июля 1920 года во Владивостоке в семье Бориса Бриннера – дипломированного минералолога и Маруси Благовидовой – дочери местного врача. Мальчика назвали в честь деда, которого назвали  Юлом (Жюлем Бринером).

В своё время славный дед убежал из родительского дома в Швецарии. Обосновался во Владивостоке. Там стал Юлием Ивановичем, женился вторым браком на дочери монгольского хана, чей род, как она говорила, восходил к Чингиз-хану. У них родилось шестеро детей: три дочери и трое сыновей - Леонид, Борис и Феликс.

В 1924 году, в Москве, в служебной командировке, отец Юла знакомится с актрисой Московского Художественного театра Екатериной Корнаковой, женой Алексея Дикого (будущего народного артиста СССР, лауреата, сыгравшего Кутузова, Нахимова и даже Сталина).

 Через некоторое время Борис бросает семью и уезжает в Харбин с Екатериной. Это было сделано еще и потому, что, несмотря на подписанный договор с советским правительством, быть «русским НЭПманом» становилось опасно. Его первая жена Маруся вместе с Юлом и дочкой Верой тоже отправляются в Харбин - под предлогом, что дети едут учиться в лучшую школу региона. Вера стала учиться вокалу (позднее, уже в Нью-Йорке, она будет выступать на оперной сцене и преподавать). А Юл просто сбежал из дома в Париж, сказав, что отправляется в Швейцарию к родственникам.

В Париже, после долгих поисков работы он знакомится с Алешей Дмитриевичем, известным исполнителем цыганских песен. 15 июня 1935 года в большом парижском кабаре состоялся первый концерт Юла Бринера, исполнявшего цыганские песни в сопровождении 30 гитар. Певцу еще не было и пятнадцати.

Юл работает спасателем на пляже в Нормандии, знакомится с труппой бродячих циркачей, два года выступает в цирке. Но однажды падает с трапеции на стопку монтажных труб и попадает в больницу с множеством переломанных ребер и поврежденных позвонков. Во время лечения Юлу для снятия боли дают опиум, он привыкает и становится наркоманом. Однажды в доке, куда он ходит, чтобы купить опиум у матросов, прибывающих из Вьетнама, он знакомится с Жаном Кокто - известным поэтом, драматургом, художником авангардного направления, курильщиком опиума. Кокто знакомит Юла со своими друзьями Пабло Пикассо, Сальвадором Дали, Марселем Марсо, Жаном Марэ.

Юл понимает, что стал наркоманом. Он уезжает в Швейцарию, к своей тете Вере, где год проводит в клинике. В 1938 году Юл возвращается в Париж и поступает учеником в русский театр Георгия и Людмилы Питоевых.

Началась война. Юл едет в Китай, где встречается с отцом и его женой Екатериной Ивановной. Бывшая актриса рассказывает Юлу о Московском Художественном театре, о системе Станиславского и о своем учителе Михаиле Чехове. В 1939 году Екатерина Корнакова даст своему пасынку рекомендательное письмо к Михаилу Чехову, перебравшемуся в США и открывшему там школу актерского мастерства, из которой вышли многие звезды голливудского кино. Юл едет в Штаты.

В 1941 году он появился в Коннектикуте, где обосновался Чехов со своей школой, и стал работать шофером грузовичка, на котором перевозили костюмы и декорации во время гастролей. Одновременно он посещал занятия "профессора", овладевая актерским мастерством, и вскоре ему доверили роль слуги Фабиана в "Двенадцатой ночи" Шекспира. 2 декабря 1941 года состоялась премьера спектакля, и Фабиан - Юл Бринер произнес свои несколько слов, почти исчерпав свой запас английского языка. Американский язык Бриннера долго прихрамывал. Юл расстается с русским акцентом, работая на радио диктором французского «Голоса Америки». В 1943 году умирает мать Юла, Юл неожиданно женится на кинозвезде Вирджинии Гилмор.

Семья переезжает в Нью-Йорк. Денег катастрофически не хватает. Юл берется за любую работу: работает шофером, швейцаром-вышибалой в ресторане, натурщиком у фотографов, а по вечерам поет в ночных клубах цыганские песни. В декабре 1946 года Вирджиния родила сына. Назвали сына Рокки, в честь известного американского боксера Рокки Грациано. В это время они вместе с женой получают работу на телевидении. Юлу дают роль в спектакле «Песни лютни», он гастролирует по всей Америке, но это не то, что он хочет. У них нет денег, и Юл вынужден исполнять второстепенные роли…

Композитор Ричард Роджерс и автор текстов Оскар Хаммерстейн, создатели мюзиклов "Оклахома", "Карусель" и других, написали мюзикл "Король и я" об английской учительнице, приехавшей в Сиам учить королевских детей. Актриса Мэри Мартин, игравшая с Юлом в спектакле "Песня лютни", уговорила его показаться авторам на роль Короля.

Первое представление состоялось 26 февраля 1951 года. Все, что Юл пережил и чему научился за свои 30 лет, он вложил в эту роль: детские воспоминания о таинствах Востока, цыганскую песенную удаль, навыки акробата, все то, чему он научился у Михаила Чехова.

 Во многом образ был создан творческим воображением Юла. Если своенравие, наивность, благородство Короля были заложены в пьесе, то от Юла пришли его мощь, настойчивость, неистовство и пластика хищника. Он глубоко усвоил слова своего учителя о важности внешнего рисунка роли: в то время, как остальные участники спектакля были одеты в обычные костюмы, он играл полураздетый, босой, а на лицо был нанесен придуманный им грим под страдальческую маску японского театра кабуки. Его игра произвела такое впечатление на создателей мюзикла, что они сместили акценты, и из "поддерживающей" роль Короля превратилась в главную.

С первого же представления был триумф. Так продолжалось три года, до окончания представлений на Бродвее. (Спектакль "Король и я" с участием Юла Бриннера много раз возобновлялся и за 30 лет выдержал 4625 представлений).

В 1956 году в Голливуде начались съемки киноверсии спектакля "Король и я". Спектакль был перенесен на экран с другими актерами, но в главной роли по-прежнему блистал Юл Бриннер. В 1957 г. Юл, как лучший актер года, получает золотую статуетку Оскара из рук  великой итальянской актрисы Анны Маньяни.

Практически одновременно вышел фильм "Десять заповедей", где Юл играл фараона Рамзеса.  Вскоре появилась "Анастасия" (история чудом якобы уцелевшей царской дочери), потом - "Братья Карамазовы" и "Путешествие", где Юл играл соответственно Митю Карамазова и советского офицера, подавлявшего венгерское восстание в 1956 г. В фильме "Тарас Бульба", Бриннера, выступившего в главной роли, "переиграл" его молодой соперник Тони Кёртис, исполнивший роль сына Тараса, Андрея. В 1958 году ему предложили заменить внезапно умершего актера в фильме "Соломон и Шеба" с Джиной Лоллобриджидой. и обещали заплатить за работу миллион долларов. Юл решает не платить налоги и уезжает в Швейцарию. В 1964 году его штрафует Департамент налогов и сборов США.

Но, несмотря на подобные неприятные обстоятельства, Юл решает осуществить свою давнишнюю мечту. Еще до отъезда из Америки он задумал переделать в вестерн киношедевр Акиры Куросавы "Семь самураев". В 1959 году Юл купил у Куросавы права на сюжет и приступил к работе над фильмом. Опять, как и при съемке "Карамазовых", был приглашен консультант, вернее, тренер - индеец, который обучал актеров приемам скоростной стрельбы из револьвера.

Фильм "Великолепная семерка" вышел на экраны в ноябре 1960 года и был встречен критикой довольно прохладно, но имел оглушительный кассовый успех по всему миру, в том числе и в Советском Союзе.

А потом, в жизни Юла наступает период, когда он, практически, начинает бороться за свою популярность. Но, что–то меняется в его жизни. В Швейцарии Юл увлекся филателией, и это увлечение получило неожиданное продолжение. Организация Объединенных Наций объявила 1959 год Всемирным годом беженцев, и Юл решил собрать коллекцию марок, посвященных этому событию. Он связался с Верховным комиссаром ООН по делам беженцев и постепенно оказался вовлеченным в миссию ООН, получив должность специального консультанта Верховного комиссара. Находясь на этом посту, он объездил десятки лагерей беженцев от Гонконга до Иордании, сделал телевизионный фильм и даже написал книгу. Весь гонорар за фильм и книгу он пожертвовал в пользу беженцев. Однако, это другой Юл. В кино, все чаще и чаще Юл оставался невостребованным. В 1972 году он вернулся в Соединенные Штаты и приступил к работе над телефильмом. Сериал "Анна и Король" получился неудачным и шел в неудобное время, но Юл был счастлив: он опять играл любимую роль. Вскоре он вернулся на сцену – в музыкальной комедии по мотивам гомеровской "Одиссеи". Премьера состоялась в декабре 1974 года в Вашингтоне, и следующий год прошел в гастролях по всей Америке. Спектакль был слабый и держался "на плаву" только благодаря Юлу: публика хотела видеть "живьем" знаменитого бритоголового актера и заполняла зрительные залы, а Юл старался не разочаровать ее и играл в полную силу.

В 1977 г. Бриннер восстанавливает спектакль «Король и я». Премьера состоялась на Бродвее 18 мая 1977 года, и эта дата стала началом триумфальной жизни возрожденного спектакля и роли, исполнение которой было без преувеличения жизненным подвигом Юла Бриннера. Каждый день, а то и два раза в день в течение восьми лет Юл выходил на сцену, и в каждом спектакле он вносил в роль что-то новое. В апреле 1983 года в Сан-Франциско был сыгран 4000-й спектакль "Король и я", и по этому поводу состоялось чествование Юла Бриннера, но радость Юла была омрачена: днем он узнал, что у него неоперабельный рак легких. С 15-ти лет он был заядлым курильщиком, выкуривал по две-три пачки сигарет в день, и хотя после 50-ти он бросил курить, оказалось, что черное дело было сделано. 30 июня на Бродвее был сыгран последний, 4633-й спектакль. Юл понимает, что его жизнь отсчитывает последние мгновения. Он записывает видеокассету со своим посланием к тем, что остаются жить. Сидя перед телекамерой, он говорит: "Я мертв теперь лишь потому, что очень много курил, поэтому всем, кто меня сейчас видит, я говорю: не дразните судьбу". Запись должна была появиться на экранах телевизоров после его смерти. Это случилось 10 октября 1985 года.

Статья  Алекса Стриджвина «Звезда и смерть Юла Бриннера». Полный вариант см.

 http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/brynner/

 

Сайт управляется системой uCoz