Рассылка на http://www.Subscribe.ru

 «Наука и эзотерическая традиция» к.филос.н Ю.Ю. Черного

Наука и паранаука: как найти точку отсчёта?

Метод Бронникова: pro et contra

 

  Здравствуйте, уважаемые читатели!

24-28 мая в Москве состоится IV Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации» (информация о нём находится на сайте философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). В рамках Конгресса пройдёт коллоквиум «Наука и паранаука». Я хотел бы познакомить вас со своими тезисами, представленными на этот коллоквиум. Надеюсь после проведения Конгресса дать в рассылке обзор обсуждения проблемы соотношения науки и паранауки.

 

 

Наука и паранаука: как найти точку отсчёта?

Коллоквиум «Наука и паранаука».

Чёрный Юрий Юрьевич, к.филос.н. (Москва)

1. Задача анализа соотношения науки и паранауки предполагает выбор определённой точки отсчёта, адекватной современной социокультурной ситуации. Сегодня основания такой позиции, как правило, не подвергаются рефлексии. Доминирует подход, который можно назвать принципом партийности.

2. Принцип партийности означает, что ещё до анализа тех или иных паранаучных (аномальных) феноменов и утверждений исследователь должен определиться, на чьей он стороне – защищает ли он разум и научное мировоззрение или пропагандирует иррационализм и мистику. Причём первая позиция изначально предполагается истинной, а вторая – ложной.

В рамках принципа партийности критерием различения науки и паранауки является сама наука как совокупность объективных сведений о действительности, которые достигаются в результате применения учёными научного метода, поддающегося рациональной экспликации и отвечающего определённым критериям. Вопрос о демаркации науки и паранауки здесь решается просто: нужно вычленить правила исследований и рассуждений, ведущих к объективным результатам.

3. Однако даже краткий экскурс в историю и теорию науки обнаруживает, что образ науки не представляет собой чего-то неизменного. Разные эпохи и разные научные дисциплины вырабатывают различные представления о научной рациональности. Наука является феноменом, производным от культуры, которую можно трактовать и как культуру человеческого общества в целом, и как совокупность культурных установок определённой эпохи.

4. Альтернативой принципу партийности представляется принцип нейтральности. В соответствии с ним, стремление обрести какую-то единственно верную, «объективную» точку зрения должно быть заменено установкой на честное представление всех существующих позиций. Нейтральная точка зрения состоит в представлении идей и фактов в той форме, с которой были бы согласны как их сторонники, так и противники.

Это не означает устранения от полемики между наукой и паранаукой и отказа от решения проблемы их демаркации. Но обе позиции должны рассматриваться как равноправные, между которыми устанавливаются диалогические взаимоотношения.

5. Попыткой реализации принципа нейтральности на практике является интернет-рассылка автора на информационном канале Subscribe.ru под названием «Наука и эзотерическая традиция» (  http://subscribe.ru/catalog/philosophy.sciesot ). За менее чем три месяца существования число подписчиков рассылки превысило 560 человек, большинство из которых имеет высшее образование. Это свидетельствует о социальной востребованности подхода, основанного на принципе нейтральности.

6. Нет никаких сомнений в актуальности проблемы демаркации науки и паранауки. Однако при её решении важно избежать ошибки, связанной с пониманием науки как неприступной цитадели истинного знания. Это может дискредитировать идеал свободного критического исследования и превратить науку в разновидность идеологии.

 

Теперь после такого обязывающего заявления я предлагаю перейти к анализу с нейтральной точки зрения одного феномена, который сейчас усиленно рекламируется в Сети, в том числе на информационном канале Subscribe.ru. Речь пойдёт о методе «прямого видения мозгом», известном также под названием метода Бронникова.

На Subscribe.ru методу Бронникова посвящены следующие рассылки:

- Радарное видение мозгом – Метод В.М.Бронникова,

- Уникальный метод развития сверхспособностей.

 

 

Метод Бронникова: pro et contra

Обзор подготовлен мной совместно с Надеждой Юрьевной Соколовой, помощником учёного секретаря ИНИОН РАН.

1. Об авторе метода

Согласно сведениям, размещённым на официальном сайте В.М.Бронникова, Вячеслав Михайлович Бронников – доктор философии, профессор, автор метода «Информационное развитие Человека».

 

Далее читаем:

«Основоположник науки «Космопсихобиология», соединяющей достижения естественных и точных наук, а также знания о сверхсознании человека в единую систему закономерностей.

Автор Международного Проекта «Информационная социальная экология XXI века» и руководитель ряда научно-исследовательских программ: «География тонкоматериального мира»; «Медицина проектирования, сопровождения здоровья человека»; «Гениальные способности – каждому ребенку»; «Минус один год»; «Технология делового успеха Человека Сознательного».

Создает в Крыму в г. Феодосии комплекс уникальных музеев эзотерических знаний о Человеке, Природе и Космосе».

На другой интернет-странице под названием «Информационный сайт. Метод В.М.Бронникова» находим следующую информацию:

«Вячеслав Михайлович Бронников – Академик Международной Академии Информатизации, доктор философии, профессор. Президент Международной Академии Развития Человека. Автор Метода «Информационное развитие человека».

Основоположник науки "Космопсихобиология".

Наука, позволяющая соединить имеющиеся достижения естественных и точных наук, знания о сверхсознании человека в единую систему закономерностей. Она объясняет смысл существования человека в материальном и промежуточном пространстве, эволюции человека, тонкоматериальных сущностей Солнечной системы в целом, позволяет по-новому понять и восстановить историю, создать картину будущих событий и объективизировать современную реальность.

Новая научная школа Бронникова формирует из Человека Разумного, живущего эмпирически, Человека Сознательного, строящего жизнь на основе видения и знания будущих событий. Новые качества Человека создают и новую науку, Науку Человека Сознательного, новое образование, новую медицину, где в основе – Этика Человека Сознательного, живущего духовно. Духовность – это путь познания законов и принципов начала и конца Божественной Идеи "Человек". В основе школы - психология Смысла, системно-целостная психология, философия Истинного Человека и т.д.

Автор Международного Проекта "Информационная социальная экология XXI века".

Цели проекта:

1. Широкое распространение знаний и технологий нового человека – Человека Сознательного, с уникальными возможностями, способного не только выжить в сложных жизненных условиях агрессивной информационно-экологической среды, но и взять ее под контроль.

2. Выход из зависимости поля влияния техногенных процессов и подчинение их себе.

3. Создание и внедрение новых технологий в различных областях жизнедеятельности человека на основе знания будущих событий и выбора оптимальных решений.

Руководитель научно-исследовательских программ:

- "География тонкоматериального мира" (классификация разумных морфологических плазменных объектов Земли природного, исторического, социального и техногенного происхождения).

- "Медицина проектирования, сопровождения здоровья и жизни человека".

- Новое образование - "Гениальные способности - каждому ребенку".

- Программа "Минус один год".

Ведет подготовку специалистов с новыми способностями по программе:

- "Технология делового успеха Человека Сознательного" в областях: бизнес, медицина, образование, наука и безопасность жизни.

Возглавляет Центр информационной социальной экологической безопасности.

Осуществляет теоретическую и методологическую разработку следующих научных тем:

- Технология Смысла.

- Системно-целостная психология.

- Абстрактно-логическая анатомия и физиология человека.

Создает в Крыму, в г.Феодосия, комплекс уникальных музеев эзотерических знаний о Человеке, Природе и Космосе.

Осуществляет авторский надзор Центров, использующих метод В.М. Бронникова».

На сайте «Метод В.М.Бронникова. Альтернативное видение» находим следующую информацию:

«Бронников Вячеслав Михайлович. Доктор философии, Академик Международной Академии Информатизации, Президент Международной Академии Развития Человека.

Родился 1 февраля 1952 года в Крыму, в городе Феодосия (астрологические знаки — Дракон, Водолей). По образованию — художник, скульптор. Международную известность приобрел в области: биоэнергетики, сверхсознании человека. Обладая способностью ясновидения, работает с тонкоматериальными явлениями Человека, Природы, Космоса.

Бронников Вячеслав Михайлович обучался тибетским монахом, получил знания систем “Рубиновый глаз Дракона”, “Школа мертвых”, в основе которой тантрический путь развития человека, систему “Воскресения”. Он получил ряд инициаций на основе испытаний, связанных с телом, сознанием и Духом. Получил имя посвящения — Феклерон (факел Бога).

Является основоположником науки Космопсихобиологии, позволяющей соединить имеющиеся достижения естественных и точных наук, а также знания о сверхсознании человека в единую систему закономерностей.

Авторские права Вячеслава Михайловича Бронникова защищены Свидетельствами Российского авторского общества, а также Патентами Российского Федерального института промышленной собственности.

Бронников Вячеслав Михайлович — автор Международного Проекта “Информационная социальная экология ХХI века”. Цель проекта — воспитание и развитие нового человека, обладающего уникальными возможностями сверхсознательной функции, на основе развития скрытых невостребованных способностей мозга; создание специалистов с новыми качествами в различных областях жизнедеятельности человека, отвечающих потребности времени.

Коллеги 1 февраля 2002 года поздравили Вячеслава Михайловича Бронникова с 50-ти летием. Началась Эра Водолеев...».

2. Описание метода

На интернет-странице Санкт-Петербургского регионального центра Международной Академии Развития Человека указывается:

« Разработанный в 1990-1996 гг. В.М.Бронниковым метод, в основу которого положен комплекс наиболее эффективных оздоровительных упражнений восточных школ, дает возможность овладеть множеством новых феноменальных способностей, среди которых чаще всего упоминается возможностью видеть мир без глаз. Именно она обычно связывается с понятием "метод Бронникова", и именно она, как самая яркая иллюстрация метода, чаще всего исследуется научными организациями.

Отчасти это справедливо, но в реальности метод Бронникова включает в себя гораздо больше. Об этом говорит и основной лозунг метода "От человека разумного - к человеку сознательному" и названия авторcких свидетельств и патентов, полученных В.М. Бронниковым на свои изобретения.

 

Возможность поддерживать свое здоровье и помогать близким – одна из актуальнейших проблем современного человека. К сожалению, очень немногие знают, что физиологические и психологические процессы нашей жизни тесно связаны с состоянием биоэнергетической структуры человека.

Занятия по методу Бронникова позволяют во много раз увеличить энергетический потенциал организма, активизировать и сгармонизировать работу головного мозга, а значит - и все функциональные процессы.

Специальные упражнения помогают активизировать иммунную систему и увеличить защитные силы организма. В результате можно научиться не уставать, не болеть, быстро восстанавливать свои жизненные силы.

Основными особенностями метода являются:

 

Возможности метода

 

Профессиональные перспективы

Приобретенные способности могут с успехом использоваться практически в любом виде деятельности, например:

 

Программа обучения предусматривает три ступени (см., напр.:

http://bronmetod-spb.narod.ru/progr.html ).

На первой ступениосуществляется «базовая подготовка, необходимая всякому здоровому человеку» (развитие энергообмена организма, активизация работы головного мозга, синхронизация работы полушарий, активизация иммунной системы)

На второй и третьей ступенях происходит «развитие и использование уникальных способностей» (развитие видения мозгом (без участия глаз), приобретение новых видов памяти (фотографической, биокомпьютерной), освоение технологий альтернативного видения, коррекция и проектирование своего здоровья с помощью приобретенных способностей).

«Обученные по методу В.Бронникова, - указывается в рекламной информации, - видят с закрытыми глазами (с повязкой на глазах), при этом хорошо ориентируются в окружающем пространстве, читают тексты, умеют проводить энергоинформационную экспертизу и коррекцию жизнедеятельности своего организма и помогать другим. Слепые обретают альтернативное зрение (слабовидящие улучшают зрение), глухие альтернативный слух, парализованные начинают двигаться и обслуживать себя, больные сахарным диабетом останавливают рост осложнений и снижают инсулиновую зависимость. Сам Вячеслав Бронников считает, что в этом нет ничего особенного. Он говорит: "Мы просто развиваем скрытые способности…". В основе метода академика Бронникова лежит одно из направлений сокровенной Даосской йоги – комплекс специальных упражнений, адаптированный для современного человека. Эта методика позволяет развивать энергетические структуры тела, улучшать кровообращение, активизировать работу головного мозга и вегетативной нервной системы, усиливать иммунитет и, как следствие, омолаживать организм. Уникальность метода в том, что он раскрывает способности человека и доступен каждому. Ребенку и взрослому. Он не требует отрыва от семьи и работы. Напротив, лишь усиливает успех, как в личной, так и в социальной жизни. Каждый, кто занимается по методу Бронникова, обязательно находит в нем то, что ему необходимо. Улучшение здоровья, успех в личной и социальной жизни, улучшение качества духовного и материального состояния Вас ждет, если Вы начнёте заниматься по методу академика В.М. Бронникова.

Простые и безопасные упражнения дети и взрослые могут выполнять даже дома. За короткое время начинают проявляться способности головного мозга, прежде всего его правого полушария. Развиваются память и внимание. Развивая чувствительность своего организма, усиливая в нем энергообмен, можно восстановить иммунную систему и практически перестать болеть, а также избавиться от многих имеющихся нарушений. Таким образом, развивая себя, человек овладевает новыми инструментами для восприятия мира. Например, биокомпьютерный способ видения позволяет видеть окружающее пространство на основе нового свойства головного мозга (так видят дельфины и летучие мыши), и наоборот, видеть себя, свои внутренние органы. Слепой, овладев методом, сможет научиться видеть, даже не имея глаз. Последствия детского церебрального паралича можно преодолеть, развивая виртуальные прямые и обратные биологические связи между мозгом и мышцами. Значительно улучшают свое состояние больные сахарным диабетом. Школьники и студенты с помощью упражнений по методу могут развивать уникальные способности биокомпьютерной и фотографической памяти, оперировать в уме большими потоками информации, заложенными в различные “файлы” памяти, аналогично обычному компьютеру. Достижения обученных по методу Бронникова отражены в фильмах "Вижу с закрытыми глазами" и "Путь к Сверхсознанию", телепередачах, журнальных и газетных статьях, материалах научных конференций. Метод запатентован уже во многих странах. Сейчас в Международной Академии Развития Человека в Москве есть группы обучения, где профессора, бизнесмены, учителя, родители с детьми и подростки занимаются вместе, меняясь ролями учеников и учителей. И дети в этом соревновании выигрывают, вырабатывая в себе необходимые качества лидера. Дети в большинстве своем уже рождаются с проявленными неординарными свойствами, но не находя применения, эти качества гаснут в нашей агрессивной среде. Если у Вас появились вопросы, в каком возрасте можно начать такое обучение, где идут такие занятия и сколько занимают времени, отвечаем: оптимально – с детства, но для начального курса никаких возрастных ограничений нет. Развивать свои способности никогда не поздно» ( http://www.bio-pc.ru/metod.html ).

Основной упор в обучении «альтернативному видению» делается на детей.

«Почему Академия (Международная Академия развития человека – прим. сост.) работает прежде всего с детьми? Да потому, что у них все быстрее получается. Они на лету схватывают сложные понятия, по-свойски обращаются с биокомпьютером. И вообще им все это интересно» - читаем мы в интервью с ведущим специалистом МАРЧ А.В.Галинской в журнале «Наша жизнь» - органе Всероссийского общества слепых ( http://www.vos.org.ru/text_ver/smi/nj/n000915.htm ).

3. Центры по изучению метода Бронникова

Центры по изучению метода Бронникова действуют на Украине – Феодосия (Феодосийский Центр Развития Человека), Киев, Севастополь и Симферополь, в России – Санкт-Петербург (Санкт-Петербургский Центр Развития Человека), Москва (Международная Академия Развития Человека), г. Ливны Орловской области, Краснодар и Челябинск, в Латвии – Рига.

4. Pro

Как сам В.М.Бронников, так и его последователи гордятся тем, что результаты их работы подтверждены научными исследованиями (см., в частности:  

http://bronmetod-spb.narod.ru/nauka.html   и http://galactic.org.ua/W-Bronnicov/Bn-1.htm ).

Известный физиолог академик РАН Наталья Петровна Бехтерева – научный руководитель Института мозга человека РАН, руководитель Группы по изучению нейрофизиологии мышления, творчества и сознания – свидетельствует, «что лица, обученные видению без использования глаз, действительно способны читать тексты, ранее им неизвестные, и осуществлять целый ряд других действий, обычно требующих зрения. Результаты показали, что наличие каких-либо специальных свойств у обучаемого лица не требуется, следовательно, формирование нового видения у слабовидящих и слепых вполне возможно" ( http://reach.narod.ru/opinions.html ). В процессе объективного исследования этого феномена ею также было отмечено, что «в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) такое обучение проявляет условно-патологические механизмы, работающие на сверхнорму».

Наталья Петровна также уточняет, что «переход от познания закономерностей природы к разумному пользованию ими не всегда быстрый, не всегда легкий, но всегда тернистый» (см.: http://www.bronnikov.org/index.html?http://www.bronnikov.org/menu.html?subvert5.html?submain50.html

Заведующий Кафедрой компьютерных методов физики Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова доктор физико-математических наук, профессор, Юрий Петрович Пытьев пишет:

«Когда я работал с ребятами из группы Бронникова, было такое впечатление, что они видят сквозь, будучи в темных масках. На самом деле нет. Они видят все вокруг голографическим зрением.

Я свидетельствовал массу интересных вещей. Ребята видели сквозь стальную дверь...

Наука может объяснить все что угодно, весь мир, но этот феномен мы пока объяснить не можем.

Здесь действительно идет волновой процесс. Измерена длина волны, но природа её пока не известна"  (   http://galactic.org.ua/W-Bronnicov/Bn-1.htm   ).

См. также научную статью проф. Ю.П.Пытьева «Феномены «видения» с закрытыми глазами: проблемы и результаты исследований» .

Руководитель научно-исследовательской лаборатории медико-биологических технологий НИИ промышленной и морской медицины Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России доктор биологических наук Владимир Валентинович Петраш полагает, что «эффект В.М.Бронникова по обучению "прямому видению" есть лишь частный случай использования неспецифической чувствительности биоструктур… По-видимому, многие клетки организма в некоторых условиях могут быть перестроены на прямое восприятие того или иного полевого воздействия и стать его сенсором и одновременно излучателем. Это подтверждают давно известные, но неизученные факты, например, кожного видения, ощущения рукой цвета и формы рисунка и т.п».

В книге «Теоретическая биология сознания» (6.5. О явлении «прямого видения») он пишет, что «достоверность эффекта "альтернативного" или "прямого" видения не вызывает сомнений, особенно, после проведенных в 2000-2002 гг. исследований в Институте мозга человека РАН. При непосредственном наблюдении этого эффекта (определение испытуемым формы и цвета геометрических фигур, чтение текстов и т. д. при наличии полной изоляции глаз светонепроницаемой маской) возникает, прежде всего, вопрос отнюдь не о поиске какого-либо обмана, а о физиологических механизмах реального явления. Надо сказать, что способности, демонстрируемые В. М. Бронниковым, не новы, но именно создание школы и воспроизводимости технологии обучения - выдающаяся заслуга автора метода».

Положительно отзываются о методе Бронникова и некоторые педагоги. По словам Н.В.Калугиной, методиста-воспитателя детского сада № 7 г. Феодосии, «пришло время менять традиционный подход в педагогике воспитания, где все давно рассчитано, измеряно: когда ребенку начинать говорить, когда ходить, когда можно воспринимать тот или иной материл учебной программы. Основное направление - тотальная опека и подтягивание к стандартным меркам. И от этой беспросветной опеки взрослых - какое-то утомление, безысходность в глазах детей раннего возраста». /…/ Познакомившись с системой В.М. Бронникова я вначале поняла, что это открылся какой-то новый мир, новый огромный диапазон невостребованностей. Несмотря на то, что, казалось бы мой жизненный путь уже близок к завершению. Остается только лицезреть, понимать где-то что-то, помогать, оказывается нет, ты можешь и должен до конца своих дней воспринимать что-то новое, что-то усваивать и постоянно пользоваться каким-то обменом информации».

Педагоги также констатируют сокращение заболеваемости у детей, увеличение скорости чтения, количества запоминаемого учебного материала, развитие логического мышления и творческого воображения.

Тем не менее следует отметить, что в приведенных примерах методика Бронникова не была единственной в процессе воспитания детей. Либо она была адаптирована к базовым методикам, либо применялись и другие прогрессивные методы развития у детей творческих способностей.

Другая литература, посвящённая методу Бронникова, доступна по адресу:

 http://www.bio-pc.ru/literatura/

5. Contra

Резко отрицательную оценку метод Бронникова получил у православной церкви. Её представители однозначно отнесли этот феномен к разряду тоталитарных сект и деструктивных культов.

Созданный по благословению Святейшего патриарха Алексия II и занимающийся проблемами новых религиозных движений, сект и культов Информационно-консультативный центр св. Иринея Лионского относит метод Бронникова к числу так называемых «педагогических культов».

Илья Петухов в заметке под названием «Метод Бронникова: даёшь оккультизм в светские школы» характеризует метод Бронникова как «гремучий коктейль, смешанный из таких хорошо знакомых компонентов, как оккультные откровения Рерихов и Блаватской, антропософия Штайнера, тибетская "Книга мертвых", древнеславянское язычество, йога, медитация» и с тревогой говорит о том, что это движение «растет и ширится»: уже «создана система непрерывного образования детский сад - школа – вуз», «в Москве обучено по методу Бронникова более 2, 5 тыс. детей».

Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства Собора Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского Новосибирской Епархии Московского патриархата Русской Православной Церкви разместил информацию о методе Бронникова в «Кратком антисектантском справочнике». Здесь метод Бронникова проходит в разделе «Теософия, оккультизм и группы движения «Новый век»» под наименованием «Секта В.М.Бронникова».

Журналист Александр Никонов в 1997 году опубликовал в журнале «Огонёк» статью о В.М.Бронникове под названием «Ловкость рук». Статья небольшая, поэтому ниже она приводится полностью.

Александр Никонов

ЛОВКОСТЬ РУК

«Поднимите мне веки!» -- просил Вий. Даже он не мог видеть с закрытыми глазами

 

В прошлом году по нескольким каналам телевидения прошли сенсационные репортажи о том, что некий кудесник учит слепых детей видеть. Не слепых, впрочем, тоже. Зрители видели, как толпа детишек с завязанными глазами безошибочно собирала кегли на арене цирка. Вот уж действительно цирк! Потрясенным зрителям сообщили, что научить видеть без глаз можно практически любого ребенка. Хорошо обученный дитенок начинает видеть рукой, пальцем, читает тексты с повязкой на глазах. Он, понимаете ли, подключает свой «внутренний компьютер», подключенный к информационному полю, и все идет как по маслу. Руководит чудодейственным обучением некто Вячеслав Бронников, бывший художник. Он открыл школу, где обучает детей всяким сверхвозможностям. Естественно, народ после таких телепосулов повалил валом.

Разумеется, я не мог не зайти к «доктору Бронникову» посмотреть на это чудо природы. Из беседы выяснилось, что обучение в школе трехступенчатое. Три ступени по десять занятий. Каждая ступень оплачивается отдельно, стоимость -- от 50 до 200 долларов, по нарастающей. На первых двух ступенях вас просто научат жить в ладу с собой, не болеть (даже вирусными заболеваниями!), улучшат память и т.д. А на третьей, самой дорогой, обучают тому самому «внешнему видению с закрытыми глазами». Итак, всего за 30 занятий и немного денег из вас сделают сверхфеномена. Это очень просто, нужно только захотеть.

Похожий на Мюнхгаузена Бронников с увлечением рассказал, что у них есть паренек, который, лежа на диване, лениво опускает ногу вниз и... пяткой смотрит, что лежит под диваном, подробно все перечисляя. А вообще возможности человека безграничны. Он может летать. Он может материализовывать предметы... Я внимательно слушал Бронникова. Я кивал головой. Я даже согласился, чтобы две его девочки обмерили мое биополе. Потом попросил привести мне чудесного мальчика в редакцию. Мне пообещали. В конце беседы я имел счастье лицезреть «авторские свидетельства», полученные Бронниковым на методику обучения. «Свидетельства» висели на стенке, и на человека несведущего производили впечатление: красивый бланк, понимаешь, печати... Сведущий же человек знает, что такие свидетельства в Российском Авторском Обществе может получить любой гражданин, заплатив денег, представив любой текст и заявив, что это есть его личное произведение.

...Через день в редакцию действительно пришел толстый папа и привел толстого сына с хитрыми глазами. Я приготовился лицезреть чудо. Но все началось не с демонстрации. Началось со словесной артподготовки. Папа рассказал, что его сына будут изучать на кафедре физики в МГУ, что он знаменитость в своей школе, и все учителя удивляются его способностям. Я внимательно выслушал все папины установки. И вот наконец из недр папиного портфеля была извлечена специальная повязка, которая тут же прикрыла хитрые глазки толстого мальчика. После чего мальчик начал бойко читать журнал «Огонек». Папа сиял. Похоже, сам он искренне верил в супервозможности своей маленькой копии.

Тогда я загородил текст другим журналом. Мальчик ничего не прочел.

Сняв с пацана повязку, я замотал его голову своим личным свитером. Мальчик опять ничего прочитать не смог, сославшись на то, что от свитера идет мощная энергетическая помеха, забивающая «экран внутреннего компьютера».

Я надел повязку мальчишки на свои многострадальные глаза, передо мной раскрыли «Огонек», и я легко и непринужденно прочел почти целую страницу. Несмотря на то, что не обучался в школе Бронникова и кошелек мой не облегчился на несколько сотен долларов. А все потому, что в нижнем углу повязки была небольшая дырочка. Нужно только правильно повернуть голову.

 

 

С наилучшими пожеланиями!

Юрий Черный



Сайт управляется системой uCoz